Построение организационной структуры управления школой позволяет: обеспечить полный охват направлений деятельности ОУ; создать условия для высокой информированности руководителя школы, что способствует принятию взвешенных и объективных решений; гарантировать высокие показатели качества образовательных услуг и реализацию плана развития школы.

Уровни управления. Управленцы и их обязанности

Первый: Руководитель ОУ — главное управленческое лицо, несущее личную ответственность за порядок реализации всех видов деятельности в школе — от качества предоставления образовательных услуг до обеспечения условий по охране жизни и здоровья учеников и педагогов. Директор единолично отчитывается перед представителями вышестоящих организаций и находится в непосредственном подчинении учредителя.

В первый уровень управления также входят органы, наравне с директором определяющие стратегические пути развития ОУ: Управляющий совет школы; Педагогический (методический) совет. Эти объединения наравне с руководителем представляют интересы учреждения в государственных и общественных организациях. Стратегически значимую позицию занимает Общее собрание трудового коллектива ОУ, определяющее Программу развития. Вместе с тем только директор несет персональную административную и юридическую ответственность за слаженность работы учреждения, безопасность педколлектива и учеников. 

Второй: В непосредственной подчиненности у директора находятся заместители (по учебно-методической и учебно-воспитательной работе). Также в этот уровень подчиненности включены сотрудники, которые входят в сферу влияния управляющего или педагогического совета — члены методического совета.

Задача заместителей и специалистов — обеспечение реализации целей и задач, озвученных директором школы, с их разбивкой на более мелкие задания, последующим делегированием полномочий и контролем выполнения, т.е. осуществление тактического выполнения стратегических целей администрации ОУ.

Третий: Третий уровень оперативного управления  представляют педагоги. Если рассмотреть деятельность учителя как управляемую систему, то в этой системе можно выделить несколько объектов управления, от качества которых зависит уровень реализации требований новых Стандартов.

К этим объектам следует отнести урок и внеурочную предметную деятельность, оснащение кабинета, педагогическое общение, и, главное,  систему оценивания образовательных достижений ученика.

Четвертый: Четвертую управленческую ступень представляет ученический коллектив, что дает основания считать данный уровень скорее соуправленческим, нуждающимся в кураторстве, педагогическом и административном руководстве.

 

Формы школьного самоуправления

Особенности функционирований и круг полномочий

Управляющий совет школы Совет школы — высший коллегиальный орган ОУ, создание которой обосновано ФЗ № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». Создание такой структуры в управленческой модели школы обеспечивает возможность реализации государственно-общественного порядка руководства, поскольку состав Совета формируют представители родительской общественности, ученического коллектива, педагогов (в равном количестве представителей).

Функции Совета школы носят стратегический характер, к их числу относится: Утверждение плана стратегического развития ОУ. Представление интересов школы совместно с директором в государственных органах, общественных организациях с целью улучшения учебно-воспитательных условий, защиты прав несовершеннолетних, обеспечения материально-технических условий для удовлетворения широкого круга образовательных потребностей школьников. Определение содержания, методов, средств и приемов организации образовательного процесса с учетом требований школьного методического совета и государственных нормативов. Утверждение режима работы школы. Поддержание административных и общественных инициатив, направленных на улучшение условий школьной жизни, совершенствованию показателей учебно-воспитательного процесса, реализация инициатив по созданию собственного материально-технического фонда школы. Функционирование школьного совета осуществляется в тесном сотрудничестве со школьной администрацией с соблюдением принципов толерантности, взаимоуважения и гласности, что реализуется через поиск компромисса при возникновении спорных ситуаций и широкое оповещение общественности о принятых решениях.

Педагогический (методический) совет, в который входят все учителя школы, является консультативным органом, на который возложены функции координации методико-педагогической работы в ОУ. Собрания органа созываются по мере необходимости (но не реже одного раза в триместр), решения принимаются путем голосования большинства (при условии присутствия на заседании не менее двух третей от общего числа педагогов).

Педагогический совет уполномочен: Координировать деятельность школьных методобъединений. Разрабатывать новые направления и формы методической работы в ОУ. Решать вопросы методического обеспечения, утверждать измененные, адаптированные и авторские учебные программы, разработанные учителями школы дидактические и наглядные пособия. Организовывать проектную, исследовательскую, новаторскую педагогическую деятельность. Обеспечивать систематическое консультирование педработников по вопросам пополнения личной методической копилки и повышения профессионального уровня, подготовки к аттестационному оцениванию. Разработка и проведение мероприятий по распространению передового педагогического опыта. Контроль внедрения передовых педагогический технологий в учебно-воспитательный процесс.

Общее собрание трудового коллектива в структуре органов управления школой занимает особое место, поскольку его состав формируют все сотрудники ОУ без исключения. Заседание собрания считается правомочным при условии участия более половины работников школы и присутствия представителей профсоюзного органа.

Решения принимаются путем отрытого голосования большинства членов собрания. В круг компетенций Общего собрания трудового коллектива входит: Рассмотрение и утверждение локальных актов, а также дополнений и уточнений к ним. Избрание Управляющего совета школы, утверждение кандидатуры председателя совета и срока его полномочий.

Школьный ученический совет — исполнительный орган самоуправлений, который выбирается сроком на год из числа наиболее инициативных, ответственных и дисциплинированных учащихся 5 - 11 классов. Полномочия ученического совета: Оказание посильной помощи педагогам и сотрудникам ОУ в вопросах обеспечения оптимальных условий ведения образовательного процесса.

Подготовка, организация и проведение мероприятий трудового, социально-коммуникативного, общественно полезного, экологического воспитания. Участие в подготовке и проведении предметных олимпиад, конкурсов, творческих вечеров, торжественных линеек. Контроль ученического самообслуживания в школе.

Источник: https://www.menobr.ru/article/65452-qqq-18-m5-struktura-upravleniya-shkoloy