Образовательная программа начального общего образования 

 

Учебный предмет, курс, дисциплина (модуль)

Аннотация

Электронный вид документа

Русский язык

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (предметная область «Русский язык и литературное чтение») на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Федеральной образовательной программы начального общего образования, Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Русский язык», а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.

Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:

  • приобретение обучающимися первоначальных представлений о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовно нравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека;
  • овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка: аудирование, говорение, чтение, письмо;
  • овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка: фонетика, графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
  • использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
  • развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.

На изучение учебного предмета «Русский язык» на уровне начального общего образования отводится 675 часов.

Русский язык. 1 класс

Русский язык. 2 класс

Русский язык. 3 класс

Русский язык. 4 класс

 

Литературное чтение

 

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» (предметная область «Русский язык и литературное чтение») на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Федеральной образовательной программы начального общего образования, Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Литературное чтение», а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.

Цель обучения литературному чтению заключается в становлении грамотного читателя, мотивированного к использованию читательской деятельности как средства самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни, эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение.

На изучение учебного предмета «Литературное чтение» на уровне начального общего образования отводится 540 часов.

 

Литературное чтение. 1 класс

Литературное чтение. 2 класс

Литературное чтение. 3 класс

Литературное чтение. 4 класс

 

Иностранный язык (английский)

 

Рабочая программа учебного предмета «Иностранный язык (английский)» на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Федеральной образовательной программы начального общего образования, Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Иностранный язык», а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.

Целью реализации рабочей программы по учебному предмету «Иностранный язык (английский)» является усвоение содержания учебного предмета и достижение обучающимися результатов освоения образовательной программы начального общего образования.

Главными задачами реализации учебного предмета «Иностранный язык (английский)» являются:

  • формировать представления об иностранном языке как средстве общения;
  • расширить лингвистический кругозор обучающихся;
  • обеспечить коммуникативно-психологическую адаптацию обучающихся к новому языковому миру;
  • развивать личностные качества обучающихся;
  • развивать эмоциональную сферу обучающихся;
  • приобщать обучающихся к новому социальному опыту;
  • развивать познавательные способности;
  • формировать первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и англоговорящих стран, о языке как основе национального самосознания;
  • развивать диалогическую и монологическую устную и письменную речь, нравственные и эстетические чувства, способности к творческой деятельности;
  • накопление новых языковых средств, обеспечивающих возможность общаться на темы, предусмотренные стандартом и примерной программой для данного этапа;
  • развитие умения выходить в процессе общения из затруднительного положения, вызванного нехваткой языковых средств за счет перифраза, использования синонимов, жестов и т.д.;
  • формирование коммуникативных умений и навыков (умение вести диалог в паре, в малой группе, учитывая сходство и разницу позиций, взаимодействие с партнерами для получения общего продукта или результата, умение занимать различные позиции и роли, понимать позиции и роли других людей).

На изучение учебного предмета «Иностранный язык (английский)» на уровне начального общего образования отводится 305 часов.

 

Английский язык. 1 класс

Английский язык. 2 класс

Английский язык. 3 класс

Английский язык. 4 класс

 

 

Математика

 

Рабочая программа по учебному предмету «Математика» на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, а также федеральной рабочей программы воспитания.

Реализация рабочей программы по учебному предмету «Математика» направлена на:

  • освоение начальных математических знаний – понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;
  • формирование функциональной математической грамотности младшего школьника, которая характеризуется наличием у него опыта решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, построенных на понимании и применении математических отношений («часть-целое», «больше-меньше», «равно-неравно», «порядок»), смысла арифметических действий, зависимостей (работа, движение, продолжительность события);
  • обеспечение математического развития младшего школьника – формирование способности к интеллектуальной деятельности, пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения, вести поиск информации (примеров, оснований для упорядочения, вариантов и др.);
  • становление учебно-познавательных мотивов и интереса к изучению математики и умственному труду; важнейших качеств интеллектуальной деятельности: теоретического и пространственного мышления, воображения, математической речи, ориентировки в математических терминах и понятиях; прочных навыков использования математических знаний в повседневной жизни.

На изучение предмета «Математика» на уровне начального общего образования отводится 540 часов

 

Математика. 1 класс

Математика. 2 класс

Математика. 3 класс

Математика. 4 класс

 

Окружающий мир

 

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Федеральной образовательной программы начального общего образования, Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Окружающий мир», а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.

Изучение окружающего мира направлено на достижение следующих целей:

  • формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение естественнонаучных, обществоведческих, нравственно- этических понятий, представленных в содержании программы по окружающему миру;
  • формирование ценности здоровья человека, его сохранения и укрепления, приверженности здоровому образу жизни;
  • развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретенных знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина Российской Федерации, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу;
  • проявление уважения к истории, культуре, традициям народов Российской Федерации;
  • освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме;
  • обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения;
  • становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности.

Содержание рабочей программы учебного предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего образования предусматривает освоение учебного материала в рамках разделов «Человек и общество», «Человек и природа», «Правила безопасности жизнедеятельности».

На изучение предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего образования отводится 270 часов.

 

Окружающий мир. 1 класс

Окружающий мир. 2 класс

Окружающий мир. 3 класс

Окружающий мир. 4 класс

 

Основы религиозный культур и светской этики»,

модуль «Основы светской этики»

 

Рабочая программа по предметной области / учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, а также федеральной рабочей программы воспитания.

Основными задачами ОРКСЭ являются:

  • знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей (законных представителей);
  • развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей в жизни личности, семьи, общества;
  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных в начальной школе, формирование ценностно-смысловой сферы личности с учётом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи;
  • развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной, разно мировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога.

Изучение учебного предмет ОРКСЭ осуществляется по модульному принципу. В школе реализуется модуль «основы светской этики», на изучение которого предусмотрено 34 за весь уровень образования.

 

 ОРКСЭ. 4 класс

 

Музыка

 

Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» предметной области «Искусство» на уровне начального общего образования составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной программе воспитания.

Основная цель реализации программы – воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление, воспитание чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и сопереживания). В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим направлениям:

  • становление системы ценностей обучающихся в единстве эмоциональной и познавательной сферы;
  • развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства как универсального языка общения, художественного отражения многообразия жизни;
  • формирование творческих способностей ребёнка, развитие мотивации к музицированию.

На изучение учебного предмета «Музыка» на уровне начального общего образования отводится 135 часов.

 

Музыка. 1 класс

Музыка. 2 класс

Музыка. 3 класс

Музыка. 4 класс

 

Изобразительное искусство

 

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» предметной области «Искусство» на уровне начального общего образования составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной программе воспитания.

Изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» на уровне начального общего образования нацелено на:

  • формирование художественной культуры обучающихся как неотъемлемой части культуры духовной, культуры мировых отношений, выработанных поколениями;
  • развитие художественно-образного мышления и эстетического отношения к явлениям действительности путём освоения начальных основ художественных знаний, умений, навыков и развития творческого потенциала учащихся.

Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство» на уровне начального общего образования предусматривает изучение программного материала в рамках разделов «Восприятие произведений искусства», «Графика», «Живопись», «Скульптура», «Декоративно-прикладное искусство», «Архитектура», «Азбука цифровой графики».

На изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» на уровне начального общего образования отводится 135 часов

 

ИЗО. 1 класс

ИЗО. 2 класс

ИЗО. 3 класс

ИЗО. 4 класс

 

Технология

 

Рабочая программа учебного предмета/ предметной области «Технология» разработана на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте начального общего образования, а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной программе воспитания.

В соответствии с требованиями времени и инновационными установками отечественного образования, обозначенными во ФГОС НОО, данная программа обеспечивает реализацию обновлённой концептуальной идеи учебного предмета «Технология». Её особенность состоит в формировании у обучающихся социально ценных качеств, креативности и общей культуры личности. Новые социально-экономические условия требуют включения каждого учебного предмета в данный процесс, а уроки технологии обладают большими специфическими резервами для решения данной задачи, особенно на уровне начального образования. В частности, учебный предмет «Технология» обладает возможностями в укреплении фундамента для развития умственной деятельности обучающихся начальных классов.

На изучение учебного предмета «Технология» на уровне начального общего образования отводится 135 часов.

 

Технология. 1 класс

Технология. 2 класс

Технология. 3 класс

Технология. 4 класс

 

Физическая культура

 

Рабочая программа по учебному предмету/ предметной области «Физическая культура» на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в федеральной рабочей программе воспитания. Рабочая программа разработана на основе ФГОС НОО, рабочей программы начального общего образования по физической культуре.

Целью образования по физической культуре на уровне начального общего образования является формирование у обучающихся основ здорового образа жизни, активной творческой самостоятельности в проведении разнообразных форм занятий физическими упражнениями. Достижение данной цели обеспечивается ориентацией учебного предмета на укрепление и сохранение здоровья школьников, приобретение ими знаний и способов самостоятельной деятельности, развитие физических качеств и освоение физических упражнений оздоровительной, спортивной и прикладной ориентированной направленности. Развивающая ориентация учебного предмета «Физическая культура» заключается в формировании у младших школьников необходимого и достаточного физического здоровья, уровня развития физических качеств и обучения физическим упражнениям разной функциональной направленности.

На изучение учебного предмета «Физическая культура» на уровне начального общего образования отводится 270 часов

 

Физическая культура. 1 класс

Физическая культура. 2 класс

Физическая культура. 3 класс

Физическая культура. 4 класс

 

Образовательная программа основного общего образования 

Учебный предмет, курс, дисциплина (модуль)

Аннотация

Электронный вид документа

 Русский язык

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (предметная область «Русский язык и литература») на уровне основного общего образования разработана на основе Примерной рабочей программы, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, Примерной программы воспитания, с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения Основной образовательной программы основного общего образования.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения народов России, национальный язык русского народа. Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского и других народов России.

Обучение русскому языку в школе направлено на совершенствование нравственной и коммуникативной культуры ученика, развитие его интеллектуальных и творческих способностей, мышления, памяти и воображения, навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования. Содержание обучения по учебному предмету также ориентировано на развитие функциональной грамотности как интегративного умения человека читать, понимать тексты, использовать информацию текстов разных форматов, оценивать её, размышлять о ней, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Речевая и текстовая деятельность является системообразующей доминантой учебного предмета «Русский язык».

На изучение учебного предмета «Русский язык» на уровне основного общего образования отводится 744 часа.

 

 

 Литература Рабочая программа по учебному предмету «Литература» (предметная область «Русский язык и литература») на уровне основного общего образования составлена на основе Примерной рабочей программы, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, Примерной программы воспитания, с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения Основной образовательной программы основного общего образования.

Учебный предмет «Литература» в наибольшей степени способствует формированию духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения, так как занимает ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в становлении основ их миропонимания и национального самосознания.

Основу содержания литературного образования составляют чтение и изучение выдающихся художественных произведений русской и мировой литературы, что способствует постижению таких нравственных категорий, как добро, справедливость, честь, патриотизм, гуманизм, дом, семья. Полноценное литературное образование в основной школе невозможно без учёта преемственности с учебным предметом «Литературное чтение», изучаемым на уровне начального общего образования, межпредметных связей с учебными предметами «Русский язык» и «История» и предметами художественного цикла, что способствует развитию речи, историзма мышления, художественного вкуса, формированию эстетического отношения к окружающему миру и его воплощения в творческих работах различных жанров. В рабочей программе учтены все этапы российского историко-литературного процесса (от фольклора до новейшей русской литературы) и представлены разделы, касающиеся литератур народов России и зарубежной литературы.

Цели изучения учебного предмета «Литература» в основной школе:

  • формирование у обучающихся потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия, понимания литературных текстов и создания собственных устных и письменных высказываний;
  • развитие чувства причастности к отечественной культуре и уважения к другим культурам, аксиологической сферы личности на основе высоких духовно-нравственных идеалов, воплощённых в отечественной и зарубежной литературе.

В 5, 6, 9 классах на изучение учебного предмета отводится 3 часа в неделю, в 7 и 8 классах – 2 часа в неделю. Суммарно на изучение литературы на уровне основного общего образования отводится 439 часов.

 

 
Иностранный язык (английский) Рабочая программа по учебному предмету «Иностранный язык (английский)» разработана на основании Примерной рабочей программы по английскому языку на уровне основного общего образования составлена, «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и элементов содержания, представленных в Универсальном кодификаторе по иностранному (английскому) языку, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примерной программе воспитания.

Учебному предмету «Иностранный (английский) язык» принадлежит важное место в системе основного общего образования и воспитания современного школьника в условиях поликультурного и многоязычного мира. Изучение иностранного языка направлено на формирование коммуникативной культуры обучающихся, осознание роли языков как инструмента межличностного и межкультурного взаимодействия, способствует их общему речевому развитию, воспитанию гражданской идентичности, расширению кругозора, воспитанию чувств и эмоций.

Построение программы имеет нелинейный характер и основано на концентрическом принципе. В каждом классе даются новые элементы содержания и новые требования. В процессе обучения освоенные на определённом этапе грамматические формы и конструкции повторяются и закрепляются на новом лексическом материале и расширяющемся тематическом содержании речи.

На изучение учебного предмета «Иностранный язык (английский)» на уровне основного общего образования отводится по 4 учебных часа в неделю в каждом классе, т.е. всего 676 часов.

 

 
 Математика Рабочая программа по учебному предмету «Математика» на уровне основного общего образования составлена на основе Примерной рабочей программы, Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Примерной программы воспитания. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции развития математического образования в Российской Федерации.

Приоритетными целями обучения математике в 5-9 классах являются:

  • формирование центральных математических понятий, обеспечивающих преемственность и перспективность математического образования обучающихся;
  • подведение обучающихся на доступном для них уровне к осознанию взаимосвязи математики и окружающего мира, понимание математики как части общей культуры человечества;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, познавательной активности, исследовательских умений, критичности мышления, интереса к изучению математики;
  • формирование функциональной математической грамотности.

Основные линии содержания учебного предмета «Математика» на уровне основного общего образования: «Числа и вычисления», «Алгебра» («Алгебраические выражения», «Уравнения и неравенства»), «Функции», «Геометрия» («Геометрические фигуры и их свойства», «Измерение геометрических величин»), «Вероятность и статистика». Данные линии развиваются параллельно, каждая в соответствии с собственной логикой, однако не независимо одна от другой, а в тесном контакте и взаимодействии. Кроме этого, их объединяет логическая составляющая, традиционно присущая математике и пронизывающая все математические курсы и содержательные линии.

В 5-9 классах учебный предмет «Математика» изучается в рамках следующих учебных курсов: в 5-6 классах – Математика», в 7-9 классах – «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика», преподаваемых синхронно-параллельно.

На изучение учебного предмета «Математика» на уровне основного общего образования отводится 1014 часов.

 

 
Информатика В системе общего образования учебный предмет «Информатика» признан обязательным и входит в состав предметной области «Математика и информатика».

Рабочая программа учебного предмета «Информатика» составлена на основе Примерной рабочей программы по информатике на уровне основного общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Примерной программы воспитания.

Целями изучения информатики на уровне основного общего образования являются:

  • формирование основ мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки информатики, достижениям научно-технического прогресса и общественной практики, за счёт развития представлений об информации как о важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
  • понимания роли информационных процессов, информационных ресурсов и информационных технологий в условиях цифровой трансформации многих сфер жизни современного общества;
  • обеспечение условий, способствующих развитию алгоритмического мышления как необходимого условия профессиональной деятельности в современном информационном обществе, предполагающего способность обучающегося разбивать сложные задачи на более простые подзадачи; сравнивать новые задачи с задачами, решёнными ранее; определять шаги для достижения результата и т. д.;
  • формирование и развитие компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, в том числе знаний, умений и навыков работы с информацией, программирования, коммуникации в современных цифровых средах в условиях обеспечения информационной безопасности личности обучающегося;
  • воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к продолжению образования в области информационных технологий и созидательной деятельности с применением средств информационных технологий.

Целевые ориентиры изучения учебного предмета «Информатика» на уровне основного общего образования определяют структуру предметного содержания в виде следующих четырёх тематических разделов:

1) цифровая грамотность;

2) теоретические основы информатики;

3) алгоритмы и программирование;

4) информационные технологии.

Учебным планом школы на изучение «Информатики» на уровне основного общего образования отведен 101 учебный час, что соответствует 1 часу в неделю в 7, 8 и 9 классах соответственно.

 

 

История

История России.

Всеобщая история

 

Рабочая программа учебного предмета «История» / «История России. Всеобщая история» составлена на основе Примерной рабочей программы «История» для уровня основного общего образования, Примерной рабочей программы «Введение в новейшую историю России» для 9 классов образовательных организаций, требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также с учетом Примерной программы воспитания.

Целью школьного исторического образования является формирование и развитие личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания и предметные умения в учебной и социальной практике. Данная цель предполагает формирование у обучающихся целостной картины российской и мировой истории, понимание места и роли современной России в мире, важности вклада каждого ее народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по отношению к прошлому и настоящему Отечества.

В рамках учебного предмета изучаются следующие разделы:

  • 5 класс – Всеобщая история. История Древнего мира;
  • 6 класс – Всеобщая история. История Средних веков. История России. От Руси к Российскому государству;
  • 7 класс – Всеобщая история. Новая история. XVI-XVII вв. История России. Россия в XVI-XVII вв.: от великого княжества к царству;
  • 8 класс – Всеобщая история. Новая история. XVIII в. История России. Россия в конце XVII-XVIII вв.: от царства к империи;
  • 9 класс – Всеобщая история. Новая история. XIX – начало ХХ в. История России. Российская империя в XIX – начале ХХ в. В качестве самостоятельного модуля рассматриваются вопросы новейшей истории России, в рамках которого изучаются следующие вопросы: Февральская и Октябрьская революции 1917 г.; Великая Отечественная война (1941-1945 гг.); Распад СССР. Становление новой России (1992-1999 гг.); Возрождение страны с 2000-х гг.; Воссоединение Крыма с Россией.

На изучение учебного предмета «История» предусмотрено учебным планом: в 5-9 классах по 2 учебных часа в неделю. Общее количество учебного времени составляет 338 часов.

 

 
Обществознание

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования разработана на основе Примерной рабочей программы, положений и требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, и в соответствии с Концепцией преподавания учебного предмета «Обществознание», а также с учётом Примерной программы воспитания.

Изучение учебного предмета «Обществознание», включающего знания о российском обществе и направлениях его развития в современных условиях, об основах конституционного строя нашей страны, правах и обязанностях человека и гражданина, способствует воспитанию российской гражданской идентичности, готовности к служению Отечеству, приверженности национальным ценностям. «Обществознание» содействует вхождению обучающихся в мир культуры и общественных ценностей и в то же время открытию и утверждению собственного «Я», формированию способности к рефлексии, оценке своих возможностей и осознанию своего места в обществе.

В соответствии с учебным планом учебный предмет «Обществознание» изучается с 6 по 9 класс. Общее количество времени на четыре года обучения составляет 135 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час.

 
География

Рабочая программа учебного предмета «География» составлена на основе Примерной рабочей программы по географии на уровне основного общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примерной программе воспитания, Концепции географического образования.

Изучение географии на уровне общего образования направлено на достижение следующих целей:

1) воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, малой родине, взаимопонимания с другими народами на основе формирования целостного географического образа России, ценностных ориентаций личности;

2) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, проблем повседневной жизни с использованием географических знаний, самостоятельного приобретения новых знаний;

3) воспитание экологической культуры, соответствующей современному уровню геоэкологического мышления на основе освоения знаний о взаимосвязях в ПК, об основных географических особенностях природы, населения и хозяйства России и мира, своей местности, о способах сохранения окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

4) формирование способности поиска и применения различных источников географической информации, в том числе ресурсов Интернета, для описания, характеристики, объяснения и оценки разнообразных географических явлений и процессов, жизненных ситуаций;

5) формирование комплекса практико-ориентированных географических знаний и умений, необходимых для развития навыков их использования при решении проблем различной сложности в повседневной жизни на основе краеведческого материала, осмысления сущности происходящих в жизни процессов и явлений в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;

6) формирование географических знаний и умений, необходимых для продолжения образования по направлениям подготовки (специальностям), требующим наличия серьёзной базы географических знаний.

В системе общего образования «География» признана обязательным учебным предметом, который входит в состав предметной области «Общественно-научные предметы». Освоение содержания учебного предмета «География» происходит с опорой на географические знания и умения, сформированные ранее в «Окружающем мире».

Учебным планом на изучение географии отводится 270 часов: по одному часу в неделю в 5 и 6 классах и по 2 часа в 7, 8 и 9 классах.

 

 
Физика

Рабочая программа учебного предмета «Физика» составлена на основе Примерной рабочей программа по физике на уровне основного общего образования составлена на основе положений и требований к результатам освоения на базовом уровне основной образовательной программы, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО), а также с учётом Примерной программы воспитания и Концепции преподавания учебного предмета «Физика» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы.

Учебный предмет «Физики» на уровне основного общего образования является системообразующих для естественно-научных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе процессов и явлений, изучаемых химией, биологией, астрономией и физической географией. Физика – это предмет, который не только вносит основной вклад в естественно-научную картину мира, но и предоставляет наиболее ясные образцы применения научного метода познания, т.е. способа получения достоверных знаний о мире. Физика наряду с другими естественно-научными предметами должна сформировать у школьников представление об увлекательности научного исследования и радости самостоятельного открытия нового знания.

Одна из главных задач физического образования в структуре общего образования состоит в формировании естественно-научной грамотности и интереса к науке обучающихся, которые в дальнейшем будут заняты в самых разнообразных сферах деятельности.

В соответствии с ФГОС ООО учебный предмет «Физика» является обязательным на уровне основного общего образования. Учебным планом предусмотрено его изучение на базовом уровне в объёме 235 часов за три года обучения по 2 часа в неделю в 7 и 8 классах и 3 часа в неделю в 9 классе.

 

 
Химия

Рабочая программа учебного предмета «Химия» составлена на основе Примерной рабочей программы, Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и элементов содержания, представленных в Универсальном кодификаторе по химии, а также на основе Примерной программы воспитания обучающихся при получении основного общего образования и с учётом Концепции преподавания учебного предмета «Химия» в образовательных организациях Российской Федерации.

Изучение учебного предмета:

1) способствует реализации возможностей для саморазвития и формирования культуры личности, её общей и функциональной грамотности;

2) вносит вклад в формирование мышления и творческих способностей подростков, навыков их самостоятельной учебной деятельности, экспериментальных и исследовательских умений, необходимых как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности;

3) знакомит со спецификой научного мышления, закладывает основы целостного взгляда на единство природы и человека, является ответственным этапом в формировании естественно-научной грамотности подростков;

4) способствует формированию ценностного отношения к естественно-научным знаниям, к природе, к человеку, вносит свой вклад в экологическое образование школьников.

Химическое образование в основной школе является базовым по отношению к системе общего химического образования. Учебный предмет «Химия» на уровне основного общего образования ориентирован на освоение обучающимися основ неорганической химии и некоторых понятий и сведений об отдельных объектах органической химии.

Учебным планом на изучение учебного предмета отведено 134 учебных часа – по 2 часа в неделю в 8 и 9 классах соответственно.

 

 
Биология

Рабочая программа учебного предмета «Биология» составлена на основе Примерной рабочей программы по биологии на уровне основного общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, и Примерной программы воспитания.

Учебный предмет «Биология» развивает представления о познаваемости живой природы и методах её познания, он позволяет сформировать систему научных знаний о живых системах, умения их получать, присваивать и применять в жизненных ситуациях. Биологическая подготовка обеспечивает понимание обучающимися научных принципов человеческой деятельности в природе, закладывает основы экологической культуры, здорового образа жизни.

Целями изучения биологии на уровне основного общего образования являются:

  • формирование системы знаний о признаках и процессах жизнедеятельности биологических систем разного уровня организации;
  • формирование системы знаний об особенностях строения, жизнедеятельности организма человека, условиях сохранения его здоровья;
  • формирование умений применять методы биологической науки для изучения биологических систем, в том числе и организма человека;
  • формирование умений использовать информацию о современных достижениях в области биологии для объяснения процессов и явлений живой природы и жизнедеятельности собственного организма;
  • формирование умений объяснять роль биологии в практической деятельности людей, значение биологического разнообразия для сохранения биосферы, последствия деятельности человека в природе;
  • формирование экологической культуры в целях сохранения собственного здоровья и охраны окружающей среды.

В соответствии с ФГОС ООО учебный предмет «Биология» является обязательным на уровне основного общего образования. На изучение учебного предмета предусмотрено 236 часов за пять лет обучения: из расчёта с 5 по 7 класс – 1 час в неделю, в 8 и 9 классах – 2 часа в неделю.

 

 
Основы духовно-нравственной культуры народов России

Рабочая программа учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее – ОДНКНР) составлена на основе Программы по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5-6 классов образовательных организаций составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), требованиями к результатам освоения программы основного общего образования и основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий для основного общего образования.

В процессе изучения курса ОДНКНР школьники получают возможность систематизировать, расширять и углублять полученные в рамках общественно-научных дисциплин знания и представления о структуре и закономерностях развития социума, о прошлом и настоящем родной страны, находить в истории российского общества существенные связи с традиционной духовно-нравственной культурой России, определять свою идентичность как члена семьи, школьного коллектива, региональной общности, гражданина страны с опорой на традиционные духовно-нравственные ценности.

Предметное содержание ОДНКНР структурировано на основе следующих принципов: культурологичности, научности подходов и содержания, соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии, формирования гражданского самосознания и общероссийской гражданской идентичности.

Изучение ОДНКНР вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования предметная область ОДНКНР является обязательной для изучения. Учебный план предусматривает преподавание ОДНКНР в 5 и 6 классах в объёме 68 часов за два года обучения.

 

 
Музыка

Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» предметной области «Искусство» на уровне основного общего образования составлена на основе Примерной рабочей программы, требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной программе воспитания.

Основная цель реализации программы – воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, интонационно-смысловое обобщение, содержательный анализ произведений, моделирование художественно-творческого процесса, самовыражение через творчество).

В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим направлениям:

1) становление системы ценностей обучающихся, развитие целостного миропонимания в единстве эмоциональной и познавательной сферы;

2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства как универсальной формы невербальной коммуникации между людьми разных эпох и народов, эффективного способа автокоммуникации;

3) формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к интонационно-содержательной деятельности.

Содержание учебного предмета «Музыка» структурно представлено девятью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой начального общего образования и непрерывность изучения предмета и предметной области «Искусство» на протяжении всего школьного обучения: «Музыка моего края», «Народное музыкальное творчество России», «Музыка народов мира», «Европейская классическая музыка», «Русская классическая музыка», «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки», «Современная музыка: основные жанры и направления», «Связь музыки с другими видами искусства», «Жанры музыкального искусства».

На изучение учебного предмета «Музыка» на уровне начального общего образования отводится 136 часов.

 

 
Изобразительное искусство

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» на уровне основного общего образования составлена на основе Примерной рабочей программы, «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной программе воспитания.

Целью изучения учебного предмета «Изобразительное искусство» является освоение разных видов визуально-пространственных искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах (вариативно). Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру художественно-творческую деятельность, восприятие произведений искусства и художественно-эстетическое освоение окружающей действительности. Художественное развитие обучающихся осуществляется в процессе личного художественного творчества, в практической работе с разнообразными художественными материалами.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет «Изобразительное искусство» входит в предметную область «Искусство» и является обязательным для изучения.

Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство» структурировано как система тематических модулей, каждый из которых обладает содержательной целостностью и организован по восходящему принципу в отношении углубления знаний по ведущей теме и усложнения умений обучающихся.

На изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» на уровне основного общего образования отводится 135 часов.

 

 
Технология

Рабочая программа учебного предмета / предметной области «Технология» разработана на основе Примерной рабочей программы, Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте основного общего образования, а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной программе воспитания.

Основной целью освоения учебного предмета «Технология» является формирование технологической грамотности, глобальных компетенций, творческого мышления, необходимых для перехода к новым приоритетам научно-технологического развития Российской Федерации.

Учебный предмет «Технология» на уровне основного общего образования построен по модульному принципу, представляющий систему логически завершённых блоков учебного материала, позволяющих достигнуть конкретных образовательных результатов за уровень образования, и предусматривающая разные образовательные траектории её реализации. Инвариантные модули – «Производство и технологии», «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов», «Компьютерная графика. Черчение», «Робототехника», «3D-моделирование, прототипирование, макетирование»; вариативные модули – «Автоматизированные системы», «Животноводство» и «Растениеводство».

Через содержание учебного предмета «Технология» осуществляется реализация широкого спектра межпредметных связей, например с математикой, химией, биологий, физикой и другими школьными предметами.

Учебный предмет является обязательным компонентом системы основного общего образования обучающихся. Освоение предметной области «Технология» в основной школе осуществляется в 5-9 классах из расчёта: в 5-8 классах – 2 часа, в 9 классе – 1 час в неделю. Общее количество учебного времени по учебному плану – 305 часов.

 

 
Основы безопасности жизнедеятельности

Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» составлена на основе Примерной рабочей программы с учётом положений Концепции преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее – ОБЖ), требований к результатам освоения программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, Примерной программы воспитания.

Изучение ОБЖ направлено на обеспечение формирования базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности, что способствует выработке у обучающихся умений распознавать угрозы, избегать опасности, нейтрализовывать конфликтные ситуации, решать сложные вопросы социального характера, грамотно вести себя в чрезвычайных ситуациях. Такой подход содействует закреплению навыков, позволяющих обеспечивать защиту жизни и здоровья человека, формированию необходимых для этого волевых и морально-нравственных качеств, предоставляет широкие возможности для эффективной социализации, необходимой для успешной адаптации обучающихся к современной техно-социальной и информационной среде, способствует проведению мероприятий профилактического характера в сфере безопасности.

В рабочей программе содержание учебного предмета ОБЖ структурно представлено десятью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими непрерывность изучения предмета на уровне основного общего образования и преемственность учебного процесса на уровне среднего общего образования: «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе»; «Безопасность в быту»; «Безопасность на транспорте»; «Безопасность в общественных местах»; «Безопасность в природной среде»; «Здоровье и как его сохранить. Основы медицинских знаний»; «Безопасность в социуме»; «Безопасность в информационном пространстве»; «Основы противодействия экстремизму и терроризму»; «Взаимодействие личности, общества и государства в обеспечении безопасности жизни и здоровья населения».

На изучение учебного предмета ОБЖ на уровне основного общего образования отводится 67 часов, по 1 часу на каждый год обучения.

 

 
Физическая культура

Рабочая программа по учебному предмету / предметной области «Физическая культура» на уровне основного общего образования составлена на основе Примерной рабочей программы «Физическая культура» для основного общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в федеральной рабочей программе воспитания.

Общей целью школьного образования по физической культуре является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. На уровне основного общего образования указанная цель конкретизируется и связывается с формированием устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических, психических и нравственных качеств, творческом использовании ценностей физической культуры в организации здорового образа жизни, регулярных занятиях двигательной деятельностью и спортом.

В целях усиления мотивационной составляющей учебного предмета, придания ей личностно значимого смысла, предметное содержание представляется системой модулей, которые входят структурными компонентами в раздел «Физическое совершенствование». Инвариантные модули включают в себя содержание базовых видов спорта: гимнастика, лёгкая атлетика, спортивные игры, плавание; вариативный модуль – «Спорт».

На изучение учебного предмета «Физическая культура» на уровне основного общего образования отводится 338 часов.
 

 

Образовательная программа среднего общего образования

Учебный предмет, курс, дисциплина (модуль)

Аннотация

Электронный вид документа

 

Русский язык

 

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (предметная область «Русский язык и литература») на уровне среднего общего образования составлена на основе требований к результатам освоения Федеральной образовательной программы среднего общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования, а также федеральной рабочей программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).

В соответствии с принципом преемственности изучение русского языка на уровне среднего общего образования основывается на тех знаниях и компетенциях, которые сформированы на начальном общем и основном общем уровнях общего образования, и предусматривает систематизацию знаний о языке как системе, его основных единицах и уровнях; знаний о тексте, включая тексты новых форматов (гипертексты, графика, инфографика и др.).

Системообразующей доминантой содержания рабочей программы по учебному предмету является направленность на полноценное овладение культурой речи во всех её аспектах (нормативном, коммуникативном и этическом), на развитие и совершенствование коммуникативных умений и навыков в учебно-научной, официально-деловой, социально-бытовой, социально-культурной сферах общения; на формирование готовности к речевому взаимодействию и взаимопониманию в учебной и практической деятельности.

В содержании рабочей программы выделяются три сквозные линии: «Язык и речь. Культура речи», «Речь. Речевое общение. Текст», «Функциональная стилистика. Культура речи».

На изучение учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего образования отводится по 3 часа в неделю на каждый год обучения.

 

 

Русский язык. 10 класс 

Русский язык. 11 класс

 Литература

Рабочая программа учебного предмета «Литература» (предметная область «Русский язык и литература») на уровне среднего общего образования составлена на основе требований к результатам освоения Федеральной образовательной программы среднего общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования, а также федеральной рабочей программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).

Изучение учебного предмета «Литература» на базовом уровне сохраняет фундаментальную предметного содержания всей учебной дисциплины, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Предметное содержание строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Цели изучения учебного предмета «Литература» на уровне среднего общего образования состоят в сформированности чувства причастности к отечественным культурным традициям, лежащим в основе исторической преемственности поколений, и уважительного отношения к другим культурам; в развитии ценностно-смысловой сферы личности на основе высоких этических идеалов; осознании ценностного отношения к литературе как неотъемлемой части культуры и взаимосвязей между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности.

Реализация указанных целей связана с развитием читательских качеств и устойчивого интереса к чтению как средству приобщения к российскому литературному наследию и сокровищам отечественной и зарубежной культуры, базируется на знании содержания произведений, осмыслении поставленных в литературе проблем, понимании коммуникативно-эстетических возможностей языка художественных текстов и способствует совершенствованию устной и письменной речи обучающихся на примере лучших литературных образцов. Достижение целей возможно при комплексном решении учебных и воспитательных задач, стоящих перед общеобразовательной школой и сформулированных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования.

На изучение учебного предмета «Литература» на уровне среднего общего образования отводится 201 час (по 3 часа в неделю в каждом классе из расчета 34 учебных недель в 10 классе и 33 учебных недель в 11 классе).

Литература. 10 класс

Литература. 11 класс

 

Иностранный язык

(английский)

 

Обязательный учебный предмет «Иностранный язык (английский)» входит в предметную область «Иностранные языки».

Рабочая программа «Иностранный язык (английский)» составлена на основе Примерной рабочей программы по иностранному (английскому) языку (базовый уровень) в соответствии с «Требованиями к результатам освоения основной образовательной программы», представленными в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования, Примерной основной образовательной программой среднего общего образования с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования и элементов содержания, представленных в Универсальном кодификаторе по иностранному (английскому) языку, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примерной программе воспитания.

Изучение иностранного языка направлено на формирование коммуникативной культуры обучающихся, осознание роли языка как инструмента межличностного и межкультурного взаимодействия, способствует их общему речевому развитию, воспитанию гражданской идентичности, расширению кругозора, воспитанию чувств и эмоций.

На прагматическом уровне целью иноязычного образования на уровне среднего общего образования провозглашено развитие и совершенствование коммуникативной компетенции обучающихся, сформированной на предыдущих уровнях, в единстве таких её составляющих, как речевая, языковая, социокультурная, компенсаторная и метапредметная компетенции.

На уровне среднего общего образования для изучения иностранного (английского) языка отведено 268 часов, что составляет по 4 часа в неделю в каждом классе обучения.

 

Английский язык. 10 класс

Английский язык. 11 класс

 

Математика

 

Рабочая программа учебного предмета «Математика» разработана на основе Примерной рабочей программы учебного предмета «Математика» на базовом уровне, Требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования, а также Примерной программы воспитания и Концепции развития математического образования в Российской Федерации.

Приоритетными целями обучения математике в 10-11 классах на базовом уровне являются:

  • формирование центральных математических понятий (число, величина, геометрическая фигура, переменная, вероятность, функция), обеспечивающих преемственность и перспективность математического образования обучающихся;
  • подведение учащихся на доступном для них уровне к осознанию взаимосвязи математики и окружающего мира, понимание математики как части общей культуры человечества;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, познавательной активности, исследовательских умений, критичности мышления, интереса к изучению математики;
  • формирование функциональной математической грамотности: умения распознавать математические аспекты в реальных жизненных ситуациях и при изучении других учебных предметов, проявления зависимостей и закономерностей, формулировать их на языке математики и создавать математические модели, применять освоенный математический аппарат для решения практико-ориентированных задач, интерпретировать и оценивать полученные результаты.

Основные линии содержания учебного предмета «Математика» в 10-11 классах: «Числа и вычисления», «Алгебра» («Алгебраические выражения», «Уравнения и неравенства»), «Начала математического анализа», «Геометрия» («Геометрические фигуры и их свойства», «Измерение геометрических величин»), «Вероятность и статистика». Данные линии развиваются параллельно, каждая в соответствии с собственной логикой, однако не независимо одна от другой, а в тесном контакте и взаимодействии. Указанные выше содержательные линии объединены в три учебных курса: алгебра и начала математического анализа, геометрия, вероятность и статистика. В школы указанные учебные курсы изучаются синхронно-параллельно, что отражено в планировании изучение предметного содержания. Формирование логических умений осуществляется на протяжении всех лет обучения в старшей школе, а элементы логики включаются в содержание всех названных выше учебных курсов.

На уровне среднего общего образования для изучения иностранного (английского) языка отведено 268 часов, что составляет по 4 часа в неделю в каждом классе обучения.

 

 

Алгебра. 10 класс

Геометрия. 10 класс

Вероятность и статистика. 10 класс

Алгебра. 11 класс

Геометрия. 11 класс

Информатика Рабочая программа учебного предмета «Информатика» разработана на основе Примерной рабочей программы учебного предмета «Информатика» на базовом уровне, Требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования, а также Примерной программы воспитания.

Учебный предмет «Информатика» в среднем общем образовании отражает:

  • сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности протекания и возможности автоматизации информационных процессов в различных системах;
  • основные области применения информатики, прежде всего информационные технологии, управление и социальную сферу;
  • междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности.

Основная цель изучения учебного предмета «Информатика» на базовом уровне среднего общего образования – обеспечение дальнейшего развития информационных компетенций выпускника, его готовности к жизни в условиях развивающегося информационного общества и возрастающей конкуренции на рынке труда.

Базовый уровень изучения информатики обеспечивает подготовку учащихся, ориентированных на те специальности, в которых информационные технологии являются необходимыми инструментами профессиональной деятельности; участие в проектной и исследовательской деятельности, связанной с междисциплинарной и творческой тематикой; возможность решения задач базового уровня сложности Единого государственного экзамена по информатике.

В соответствии с учебным планом школы на изучение учебного предмета «Информатика» образовательной области «Математика и информатика» на уровне среднего общего образования отведено 67 часов, что соответствует 1 часу в неделю на каждый год обучения.

 

 

Информатика. 10 класс

Информатика. 11 класс

Химия

Рабочая программа учебного предмета «Химия» на базовом уровне для среднего общего образования составлена на основе Примерной рабочей программы, Требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования, с учётом «Концепции преподавания учебного предмета «Химия» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы» и основных положений Примерной программы воспитания.

Изучение учебного предмета «Химия» в 10 и 11 классах является завершающим этапом реализации на соответствующем ему базовом уровне ключевых ценностей, присущих целостной системе химического образования.

Содержание учебного предмета «Химия» на базовом уровне изучения ориентировано преимущественно на общекультурную подготовку обучающихся, необходимую им для выработки мировоззренческих ориентиров, успешного включения в жизнь социума, продолжения образования в различных областях, не связанных непосредственно с химией.

Составляющими предмета «Химия» являются базовые курсы – «Органическая химия» и «Общая и неорганическая химия», основным компонентом содержания которых являются основы базовой науки: система знаний по неорганической химии (с включением знаний из общей химии) и органической химии. Формирование данной системы знаний при изучении предмета обеспечивает возможность рассмотрения всего многообразия веществ на основе общих понятий, законов и теорий химии. Под новым углом зрения в предмете «Химия» базового уровня рассматривается изученный в основной школе теоретический материал и фактологические сведения о веществах и химической реакции. В целом содержание учебного предмета «Химия» данного уровня изучения ориентировано на формирование у учащихся мировоззренческой основы для понимания философских идей, таких как: материальное единство неорганического и органического мира, обусловленность свойств веществ их составом и строением, познаваемость природных явлений путём эксперимента и решения противоречий между новыми фактами и теоретическими предпосылками, осознание роли химии в решении экологических проблем, а также проблем сбережения энергетических ресурсов, сырья, создания новых технологий и материалов.

В системе среднего общего образования «Химия», изучаемая на базовом уровне, признана обязательным учебным предметом, входящим в состав предметной области «Естественные науки». Учебным планом на её изучение отведено 67 учебных часов, по 1 часу в неделю в 10 и 11 классах соответственно.

 

 

Химия. 10 класс

Химия. 11 класс

 Биология Рабочая программа учебного предмета «Биология» разработана на основе Примерной рабочей программы по биологии (базовый уровень), Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, Концепции преподавания учебного предмета «Биология» и основных положений Примерной программы воспитания.

Учебный предмет «Биология» в среднем общем образовании обеспечивает формирование у обучающихся представлений о научной картине мира; расширяет и обобщает знания о живой природе, её отличительных признаках – уровневой организации и эволюции; создаёт условия для: познания законов живой природы, формирования функциональной грамотности, навыков здорового и безопасного образа жизни, экологического мышления, ценностного отношения к живой природе и человеку. Большое значение учебный предмет «Биология» имеет также для решения воспитательных и развивающих задач среднего общего образования, социализации обучающихся.

В структуре учебного предмета «Биология» на уровне среднего общего образования выделены следующие содержательные линии: «Биология как наука. Методы научного познания», «Клетка как биологическая система», «Организм как биологическая система», «Система и многообразие органического мира», «Эволюция живой природы», «Экосистемы и присущие им закономерности».

Цель изучения учебного предмета «Биология» на базовом уровне – овладение обучающимися знаниями о структурно-функциональной организации живых систем разного ранга и приобретение умений использовать эти знания для грамотных действий в отношении объектов живой природы и решения различных жизненных проблем.

В системе среднего общего образования учебный предмет «Биология», изучаемый на базовом уровне, является обязательным, входящим в состав предметной образовательной области «Естественные науки». Учебным планом на её изучение отведено 67 учебных часов, по 1 часу в неделю в 10 и 11 классах соответственно.

 

Биология. 10 класс

Биология. 11 класс

Физика

Учебный предмет «Физика» на уровне среднего общего образования является частью предметной области «Естественные науки». Разработанная рабочая программа предусматривает изучение учебного предмета на базовом уровне в объеме 134 часа за два года обучения, т.е. по 2 учебных часа в неделю.

Рабочая программа к учебному предмету «Физика» разработана на основании Примерной рабочей программы по физике на уровне среднего общего образования (базовый уровень изучения), положений и требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования, а также с учётом Примерной программы воспитания и Концепции преподавания учебного предмета «Физика» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы.

Учебный предмет «Физика» на уровне среднего общего образования выступает системообразующим для естественно-научных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе процессов и явлений, изучаемых химией, биологией, географией и др. Он вносит вклад в формирование естественно-научной картины мира учащихся, в формирование умений применять научный метод познания при выполнении ими учебных исследований. Большое внимание уделяется решению расчётных и качественных задач.

В основу учебного предмета «Физика» положен ряд идей, которые можно рассматривать как принципы его построения: целостности, генерализации, гуманитаризации, прикладной направленности, экологизации.

На уровне среднего общего образования через содержание учебного предмета «Физика» решаются следующие задачи:

  • приобретение системы знаний об общих физических закономерностях, законах, теориях, включая механику, молекулярную физику, электродинамику, квантовую физику и элементы астрофизики;
  • формирование умений применять теоретические знания для объяснения физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни;
  • освоение способов решения различных задач с явно заданной физической моделью, задач, подразумевающих самостоятельное создание физической модели, адекватной условиям задачи;
  • понимание физических основ и принципов действия технических устройств и технологических процессов, их влияния на окружающую среду;
  • овладение методами самостоятельного планирования и проведения физических экспериментов, анализа и интерпретации информации, определения достоверности полученного результата;

создание условий для развития умений проектно-исследовательской, творческой деятельности.

 

Физика. 10 класс

Физика. 11 класс 

 

История Рабочая программа учебного предмета «История» для 10 и 11 классов на базовом уровне составлена на основе Примерной рабочей программы по истории на уровне среднего общего образования, положений и требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования, а также с учетом Примерной программы воспитания.

Общей целью школьного исторического образования является формирование и развитие личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания и предметные умения в учебной и социальной практике. Данная цель предполагает формирование у обучающихся целостной картины российской и мировой истории, понимание места и роли современной России в мире, важности вклада каждого ее народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по отношению к прошлому и настоящему Отечества.

Рабочая программа составлена с учетом количества часов, отводимого на изучение учебного предмета «История» учебным планом школы: на базовом уровне в 10 и 11 классах по 2 учебных часа в неделю.

 

 История. 10 класс

История. 11 класс

Обществознание Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» (базовый уровень), изучаемого на уровне среднего общего образования, составлена на основе Примерной рабочей программы по обществознанию для 10-11 классов, положений и требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования, а также с учетом Примерной программы воспитания.

Содержание учебного предмета «Обществознание» на базовом уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Указанные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний в предметное содержание входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.

Содержание учебного предмета «Обществознание» на уровне среднего общего образования обеспечивает преемственность по отношению к основному общему образованию путём углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку. Важно, что освоение предметного содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с историей, географией, литературой и др.

Изучение учебного предмета «Обществознание» в 10 и 11 классах на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
  • овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования предмет «Обществознание» изучается в качестве обязательного предмета в 10 и 11 классах. согласно учебного плана школы на освоение его предметного содержания выделено 2 часа в неделю (134 часа за два года обучения).

 

Обществознание. 10 класс

Обществознание. 11 класс

География 

Рабочая программа учебного предмета «География» составлена на основе Примерной рабочей программы по географии среднего общего образования на базовом уровне, Требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленных в Примерной программе воспитания.

География – это один из немногих учебных предметов, способных успешно выполнить задачу интеграции содержания образования в области естественных и общественных наук. В основу содержания учебного предмета положено изучение единого и одновременно многополярного мира, глобализации мирового развития, фокусирования на формировании у обучающихся целостного представления о роли России в современном мире.

Цели изучения географии на базовом уровне в 10-11 классах направлены на:

   1) воспитание чувства патриотизма, взаимопонимания с другими народами, уважения культуры разных стран и регионов мира, ценностных ориентаций личности посредством ознакомления с важнейшими проблемами современности, c ролью России как составной части мирового сообщества;

   2) воспитание экологической культуры на основе приобретения знаний о взаимосвязи природы, населения и хозяйства на глобальном, региональном и локальном уровнях и формирование ценностного отношения к проблемам взаимодействия человека и общества;

   3) формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира, завершение формирования основ географической культуры;

  4) развитие познавательных интересов, навыков самопознания, интеллектуальных и творческих способностей в процессе овладения комплексом географических знаний и умений, направленных на использование их в реальной действительности;

   5) приобретение опыта разнообразной деятельности, направленной на достижение целей устойчивого развития.

В системе общего образования «География» признана обязательным учебным предметом, который входит в состав предметной области «Общественные науки». Освоение содержания курса «География» на уровне среднего общего образования происходит с опорой на географические знания и умения, сформированные ранее в основной школе.

Учебным планом на изучение учебного предмета «География» на базовом уровне отводится 67 часов: по одному часу в неделю в 10 и 11 классах.

 

География. 10 класс

География. 11 класс

Физическая культура  Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» на уровне среднего общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в федеральной рабочей программе воспитания. Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, примерной рабочей программы среднего общего образования по физической культуре.

Общей целью школьного образования по физической культуре является формирование разносторонней, физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. На уровне среднего общего образования указанная цель конкретизируется по трём направлениям: развивающее, обучающее, воспитывающее.

Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» включает как инвариантные модули (гимнастика, лёгкая атлетика, спортивные игры, плавание и др.), так и вариативные (спортивная и физическая подготовка).

На изучение учебного предмета «Физическая культура» на уровне среднего общего образования отводится 134 часа, что составляет 2 часа в неделю на каждый год обучения.

 

Физическая культура. 10 класс

 Физическая культура. 11 класс

Основы безопасности жизнедеятельности  Рабочая программа по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» (предметная область «Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности») – (далее – программа ОБЖ) разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования, федеральной рабочей программы воспитания, Концепции преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».

Программа ОБЖ обеспечивает реализацию практико-ориентированного подхода в преподавании, системность и непрерывность приобретения обучающимися знаний и формирования у них навыков в области безопасности жизнедеятельности при переходе с уровня основного общего образования; продолжения освоения содержания материала в логике последовательного нарастания факторов опасности: опасная ситуация, экстремальная ситуация, чрезвычайная ситуация и разумного построения модели индивидуального и группового безопасного поведения в повседневной жизни с учётом актуальных вызовов и угроз в природной, техногенной, социальной и информационной сферах.

Программа ОБЖ обеспечивает:

  • формирование личности выпускника с высоким уровнем культуры и мотивации ведения безопасного, здорового и экологически целесообразного образа жизни;
  • достижение выпускниками базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности, соответствующего интересам обучающихся и потребностям общества в формировании полноценной личности безопасного типа;
  • взаимосвязь личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета ОБЖ на уровнях основного общего и среднего общего образования;
  • подготовку выпускников к решению актуальных практических задач безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни.

Содержание учебного предмета ОБЖ структурно представлено отдельными модулями / тематическими линиями, обеспечивающими системность и непрерывность изучения учебного предмета на уровнях основного общего и среднего общего образования: «Основы комплексной безопасности», «Основы обороны государства», «Военно-профессиональная деятельность», «Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций», «Безопасность в природной среде и экологическая безопасность», «Основы противодействия экстремизму и терроризму», «Основы здорового образа жизни», «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи», «Элементы начальной военной подготовки».

На изучение ОБЖ в 10 и 11 классах отводится 67 часов, что составляет 1 час в неделю на каждый год обучения.

 

Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс

Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс

Индивидуальный проект Рабочая программа учебного предмета «Индивидуальный проект» составлена на основе примерной программы развития универсальных учебных действий при получении среднего общего образования, включающая формирование компетенций обучающихся в области учебно-исследовательской и проектной деятельности и в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.

Предметное содержание и формы деятельности школьников ориентированы на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, подготовку к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.

Освоение «Индивидуального проекта» осуществляется в парадигме системно-деятельностного подхода и организуется в проектно-исследовательском направлении. Данный учебный предмет – неотъемлемая часть образовательного процесса. На его освоение предусмотрено 67 учебных часов на два года обучения.

Рабочая программа предусматривает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов. Учебный предмет «Индивидуальный проект» создаёт благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для формирования устойчивых умений коммуникации, интериоризации и интеракции учащихся в творческой и исследовательской деятельности. На практико-ориентированных занятиях обучающиеся смогут выйти за рамки учебной литературы, научатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой, вступать в коллективный диалог со сверстниками, аргументировать свою точку зрения юного исследователя, составлять творческую работу по выработанному самостоятельно или в коллективной проектной деятельности алгоритму. Реализуемая через предметное содержание проектно-исследовательская деятельность направлена на развитие и самостоятельности обучающихся, и их творческой инициативы.

Освоение учебного предмета «Индивидуальный проект» на уровне среднего общего образования заканчивается защитой самостоятельно подготовленного учащимся проекта.

 

Индивидуальный проект. 10 класс

Индивидуальный проект. 11 класс

 Образовательные программы практик не предусматривают.

При реализации образовательных программ электронное обучение и дистанционные образовательные технологии не используются.

Рабочая программа воспитания общеобразовательной школы имени А.М. Кадакина при Посольстве России в Индии

Календарный план воспитательной работы общеобразовательной школы имени А.М. Кадакина при Посольстве России в Индии на 2023-2024 учебный год