Правила дорожного движения в Индии (ИЗВЛЕЧЕНИЯ)

Indian roads congress New Delhi

 

Общие правила безопасности на дороге

 

1.1. Настоящий свод правил не является справочником по правилам дорожного движения, хотя некоторые изложенные в нем положения предписаны законом, остальные же продиктованы здравым смыслом и правилами вежливости. Однако обе категории важны в одинаковой степени.

 

1.2. Цель свода дорожных правил

     Свод правил техники безопасности на дороге был создан, чтобы помочь пользователям дорог безопасно передвигаться на дорогах. Он предназначен для стимулирования чувства дисциплины и вежливости у всех участников дорожного движения, а также их ознакомления с правилами и законами, регулирующими пользование дорог. Он дает советы о безопасном управлении, объясняет значение дорожных знаков, маркировок и сигналов, встречающихся на дорогах.

    Важно, чтобы каждый участник дорожного движения знал и понимал правила. Безопасное вождение – это непрекращающийся процесс обучения. Внимательное прочтение и соблюдение изложенных в этом своде правил (инструкций) займет много времени в приобщении в культуре безопасного вождения, тем самым спасет человеческие жизни, предотвратит травмы, потерю нетрудоспособности и уменьшит социально-экономические потери.

 

1.3. Структура свода правил

    Свод правил техники безопасности на дороге состоит из глав, охватывающих различные типы участников дорожного движения. Ими являются пешеходы, транспортные средства, управляемые животными, велосипедисты, мотоциклисты и различные автотранспортные средства.

    Основное содержание документа изложено в конце в форме указаний «Нужно» и «Нельзя» для всех участников дорожного движения. Они регулируют основные положения, которым должны следовать участники дорожного движения, не желающие читать весь свод правил: они могут изучить и применять лишь эту часть.

 

2.3. Дорожные знаки, светофоры и разметки


2.3.1. Не только водители транспортных средств, но и пешеходы должны знать и соблюдать относящиеся к ним требования дорожных знаков, светофоров и разметок.

 

2.3.2. Дорожные знаки: существуют определенные стандарты относительно цвета, формы   и размера знаков. Необходимо знать и тщательно следовать указаниям, которые они обозначают на всех дорожных маршрутах страны.

В Индии дорожные знаки подразделяются на следующие категории:

 

(1)Предписывающие/обязательные знаки. Данные знаки сообщают об обязательных дорожных правилах, т.е. можно и нельзя. Они предписывают то, чему обязательно необходимо следовать. В основном они в форме круга. Знаки в красном круге являются запрещающими, а знаки в синем круге дают обязательные указания. Нарушение данных знаков является наказуемым преступлением согласно M.V. Act иState Police Acts.

(2)Предупреждающие знаки. Эти знаки говорят вам, чего ожидать впереди. Они расположены на проезжей части или возле нее перед опасностью, чтобы предупредить участников движения. Предупреждающие знаки обычно треугольной формы с красным обрамлением и черным символом на белом фоне.  

(3)Информационно-указательные знаки. Данные знаки сообщают вам, куда вы направляетесь, и как туда проехать. Они обычно прямоугольной формы, находятся на пересечении дорог и сообщают вам о правильном маршруте или о местах пересечений на автострадах. Они также помогают найти больницы, станции обслуживания, рестораны и т.д.

(4)Знаки зон дорожных работ. Данные знаки предназначены для направления движения в зонах строительства или ремонта дорог. При приближении к таким зонам обратите особое внимание на людей с флажками, которые могут остановить вас и попросить снизить скорость.

2.3.3. Светофоры. Светофоры обычно расположены на перекрестках, чтобы контролировать движение транспорта. Все участники дорожного движения должны строго соблюдать сигналы светофора. Следите только за светофором, обращенным в сторону направления, по которому вы следуете. Даже если на боковой дороге на светофоре зажегся красный свет, это необязательно означает, что вам дан зеленый свет и что вы можете двигаться вперед.                                                  

(g) Пешеходные сигналы:

    (i) Пешеходам разрешается переходить улицу, если в этом направлении зажегся зеленый сигнал с фигурой человека готового к движению или высвечивается слово «WALK». На мигающий сигнал пешеход должен быстро дойти до ближайшего спасительного островка или пешеходной дорожки, а те, кто находился на них, не должны начинать движение, пересекая приезжую часть.

   (ii) При сигнале светофора с фигуркой стоящего человека или надписью «DON’TWALK» или поднятой ладонью пешеходам не разрешается выходить на дорогу в направлении упомянутых сигналов (см. рис. 4). Если сигнал мигающий, то пешеход, частично пересекает дорогу, должен быстро продолжить движение до ближайшего безопасного  участка. 

  

 Рис. 4. Знаки для  пешеходов

3. Безопасность пешеходов

3.1. Пешеходы составляют основную часть пользователей дороги. Они также наиболее подвержены дорожным авариям со смертельным исходом и тяжелым травмам. Данный кодекс был составлен с целью обеспечения безопасного движения на дорогах и основывается на исследовании, проделанном во всем мире.

 

3.2. Хождение вдоль дороги

 

3.2.1. Там, где есть предназначенная для пешеходов дорожка или обочина достаточной ширины,  пешеходы должны идти по ним.

 

3.2.2. Если отсутствует пешеходная дорожка,  пешеходы должны идти по краю правой стороны дороги навстречу движущемуся транспорту. Пешеходы должны держаться обочины дороги и не идти более чем по двое в одну линию. По возможности они должны держаться друг за другом, особенно при интенсивном движении, плохом освещении и на поворотах.

 

3.2.3. Дети, по крайней мере до семи лет, не должны допускаться на дорогу одни. Взрослые должны сопровождать их и находиться между детьми и движением. Они должны крепко держать детей за руки и не давать им выбегать на дорогу.

 

3.2.4. В темное время суток или при плохом освещении пешеходы должны носить одежду белого или светлого тонов или жилеты с отражающими полосами. Отражающие материалы при свете фар могут быть замечены на расстоянии большем в три раза по сравнению с обычными материалами, однако флуоресцентные материалы бесполезны в темноте.

 

Рис. 10. Иди по дороге навстречу транспорту и веди ребенка со стороны тротуара.

  

  1. 2. 7. Пешеходам запрещено пересекать или заходить на автостраду и ее ответвления.(slip-roads)

 

  1. 3. Переход дороги.

 

  1. 3. 1. Где переходить: пешеход должен пересекать дорогу на перекрестках с находящимся рядом светофором. Необходимо приложить все усилия, чтобы воспользоваться пешеходным мостиком или подземным переходом, если таковые имеются на близком, разумном расстоянии. В противном случае переходите дорогу под уличным фонарем, (где вы видны) в свете которого вас видно (см. рис. 11). Невероятно опасно перепрыгивать через дорожную ограду и пересекать дорогу в таких местах (см. рис. 12).
   
Рис.11.  В ночное время переходи улицу в освещенном месте Рис.12. Не перепрыгивай через дорожное ограждение и не ходи по проезжей части улицы

 

  1. 3. 2. Если поблизости нет предназначенных для перехода мест, выбирайте место, где дорога хорошо просматривается во всех направлениях. Не пытайтесь переходить между припаркованными автосредствами .Выберите свободное пространство и предоставьте водителям возможность четко и вовремя увидеть вас. Затем выполняйте порядок перехода дороги:
       

1. Встаньте у пешеход-ного перехода (зебры)

 2. Посмотрите направо  3. Если есть промежуток в движении, идущем справа, посмотрите  налево  4. Снова посмотрите направо и переходите.

                                          Рис. 13. Как перейти улицу

(i) «Встаньте на край дороги, откуда вы можете видеть и слышать любое движение транспорта. Посмотрите по сторонам – направо, налево и снова направо – и послушайте. Когда дорога будет свободна, и вы не будете слышать ни какого движущегося транспорта, перейдите дорогу под правильным углом как можно быстрее, без бега, но при этом быть внимательным и следить за движущимся транспортом. Имейте в виду, что припаркованные автомобили будут иногда загораживать вам, создавая при этом мертвую зону».

 

(ii)  Припаркованные автомобили: Старайтесь не переходить дорогу между или перед припаркованными автомобилями. Но если это будет неизбежно, будьте вдвойне внимательны, так как вы будете видимы для движущегося транспорта на дороге. Остановитесь на углу припаркованного автомобиля, соблюдая при этом меры предосторожности при переходе проезжей части.

 

(ii)  Улицы с односторонним движением: На улице с односторонним движением будет больше чем один поток движущегося транспорта, скорее всего больше двух потоков, ближайший из которых с тихо движущимся транспортом, а дальний из которых с быстро движущимся транспортом. При переходе через такую дорогу, убедитесь, что присутствует достаточный промежуток в потоках движущихся автомобилей на всех полосах, чтобы вы могли безопасно перейти дорогу.

 

(iii)   Двусторонние дороги: Чтобы перейти двустороннюю дорогу с центральной гранью или центральной разделительной полосой, сначала перейдите к разделительной полосе, предварительно соблюдая меры предосторожности при переходе проезжей части. На разделительной полосе примите меры предосторожности при переходе проезжей части и, когда это будет безопасно, перейдите дорогу.

 Рис. 14. Запрещается переходить улицу между припаркованными автомобилями.

 

3.3.3.  Переход дороги на сигнал светофора

 

(а)    Если имеется отдельный пешеходный сигнал, не переходите улицу, если сигнал показывает либо «Стоять!», либо ладонь, либо красного человечка. Переходите только тогда, когда загорится сигнал «Идите», «Зеленый человечек» или «Зеленый сигнал». Вы должны переходить улицу осторожно. Если зеленый сигнал начинает мигать, не начинайте переходить. Если вы уже на середине дороги, быстро идите до конца. На переходах, где есть кнопка для включения зеленого цвета, нажмите ее и ждите, пока не загорится зеленый свет, а потом идите, но не полагайтесь только на свет, а посмотрите по сторонам и только затем внимательно переходите.

 

(в)    Если нет специального пешеходного сигнала, переходите только тогда, когда сигнал в вашем направлении стал зеленым, а для дороги, которую вы будете пересекать  зажегся красный свет. Даже после загорания зеленого света убедитесь и визуально подтвердите для себя, что весь транспорт остановился, перед тем как переходить. Не забудьте посмотреть на машины, которые поворачивают, а также помните, что некоторые сигналы светофора позволяют продолжать движение на некоторых полосах в то время, как на других полосах транспорт стоит.

 

  1. 3. 6. Пересечение (дороги) контролируется полицией или инспектором дорожного движения.

Не переходите дорогу, если полицейский или другое должностное лицо, например инспектор дорожного движения или представитель школьной группы по управлению дорожным движением, регулируя движение, разрешает движение транспорта, а вам сигнализирует остановиться.

  

  1. Велосипед на дороге.

 

  1. 1. Осмотр велосипеда.

 

Прежде чем начать поездку на велосипеде (см. рис. 19) проверь следующее и не садись на велосипед, если хотя бы один из этих факторов неудовлетворителен:

      

  Рис. 19. Типичный велосипед

 

(1)Сиденье должно быть тщательно закреплено и высота его должна быть такой, чтобы кончиками пальцев обеих ног можно было свободно достать до земли.

 

(2)Ручки руля не должны двигаться и должны быть закреплены перпендикулярно переднему колесу.

 

(3)Когда велосипедист садится на сиденье и берется за руль, верхняя часть тела должна быть слегка наклонена вперед и ему должно быть  легко и удобно следить дорогой и дорожными указателями. Если это не так, закрепи сиденье и руль на подходящей высоте.

Примечание: низкий руль небезопасен для движения по дороге.

 

(4)Нога не должна соскальзывать с педали из-за сильной изношенности или другого повреждения.

 

(5)Проверь тормоза как на переднем, так и на заднем колесе. При скорости 10км/ч, необходимо совершить полную остановку менее чем за 3 метра.

 

(6)Сигнальное устройство (звонок) должен быть закреплен таким образом, чтобы можно было привести его в действие, не снимая руки с ручки руля.

 

(7)Проверь наличие и состояние фар спереди и сзади. Заднее крыло должно быть выкрашено в белый цвет и иметь красный светоотражатель.

 

(8)Проверь шины, которые должны быть в хорошем состоянии и хорошо накачаны.

 

  1. 2. Велосипед должен быть виден ночью и заметен днем. Для этого заднее и переднее крыло следует покрасить в желтый и оранжевый цвет или иметь светоотражатели. Боковые и задние части педалей также должны быть оснащены светоотражателями. Велосипедист должен носить флюоросцентный жилет с нашитыми на него отражающими свет полосками.

 

  1. 3. Прежде чем начать поездку выбери место на дороге, дающее хороший обзор. Выезжать на дорогу необходимо с левой стороны, предварительно внимательно посмотрев в обе стороны.

 

5.4. Прежде чем повернуть вправо или влево, начать движение или остановиться, посмотри назад. Дай четкий сигнал рукой, что ты намереваешься делать дальше.

(см. рис. 20)

 

Замедляю ход     Поворот вправо     Поворот влево

        (а)                       (в)                        (с)

 Рис. 20. Сигнал рукой

 

  1. 5. Если ты хочешь повернуть вправо, необходимо перестроиться в самую правую часть дороги и подождать, когда не будет транспорта ни в том, ни в другом направлении. Только после этого можно пересекать дорогу.

 

  1. 6. На дорогах с большим движением, а также ночью, если вам нужно повернуть вправо, безопаснее сначала остановиться слева от дороги, подождать, когда не будет транспорта, затем начинать поворот.

 

  1. 7. Нельзя ездить более чем по два велосипеда в ряд. На узких дорогах или дорогах с большим движением разрешается движение только по одному. Запрещается ездить на велосипеде по пешеходным дорожкам.

 

  1. 8. На светофоре, когда для вас горит красный свет, запрещается лавировать между другими транспортными средствами с тем, чтобы оказаться в начале очереди.

 

  1. 9. При езде на велосипеде:

(а) Всегда держись за руль двумя руками и не снимай ноги с педалей. Запрещается ездить, держась за руль одной рукой (за исключением подачи сигнала).

(с) Не сажай на велосипед пассажира, если велосипед к этому не приспособлен.

(d) Не двигайся слишком близко позади другого транспортного средства или между машинами.

  1. 10. Если имеется специальная велосипедная дорожка, пользуйся ею вместо основной дороги.

 

  1. 11. Не устраивай на дороге соревнований на скорость с другим велосипедистом или другим транспортным средством.

 

  1. 12. Всегда будь настороже. Не лихачь. Дорога – не место для цирковых трюков.

 

  1. 13. Ты должен знать правила дорожного движения, дорожные знаки и дорожную разметку. Это все касается и тебя тоже.

 

  1. 14. На дороге, где много транспорта опасно ездить вдвоем на велосипеде. Избегайте таких поездок даже на спокойных дорогах.

 

  1. 15. Не ездите на велосипеде в чересчур свободной обуви и одежде, части которых могут попасть в двигающиеся детали педалей, колес или цепи, что будет затруднять движение или вообще сделает движение невозможным.

 

  1. 17. Помните, что вы должны быть на дороге также заметны, как и большие по размеру транспортные средства. Подавайте четкие сигналы рукой, чтобы водители сзади знали, что вы намереваетесь делать, особенно на кругах и перекрестках, слияниях дорогах или их разделении. Всегда оглянись, прежде чем изменить направление движения и совершай маневр только тогда, когда это безопасно.

 

  1. 20. Происходит много несчастных случаев, когда велосипедист двигается в самом крайнем левом ряду и не замечает автомобиль или грузовых, делающий левый поворот. На перекрестках, если ты намереваешься продолжить движение по прямой, особенно внимательно следите за автомобилями, поворачивающими влево.

 

  1. 21. Движение на перекрестах

                   

    Велосипедист должен соблюдать общие правила движения и двигаться только на зеленый свет.

    Поворачивая влево, посмотри назад и заблаговременно дай рукой сигнал поворота. Необходимо двигаться в крайнем левом ряду и сбавить скорость до безопасной. Велосипедист не должен нарушать движение пешеходов, которые переходят улицу в предусмотренном для них месте.

    При повороте вправо, посмотри назад и подай сигнал рукой: для этого нужно вытянуть прямую руку вправо ладонью вниз. Необходимо держаться в крайнем левом ряду, проехать прямо до самого дальнего места перекрестка, затем плавно повернуть вправо на безопасной скорости.

    На кругах держись левого ряда и пропусти транспорт, который пересекает твою полосу с тем, чтобы выехать с круга.